Это продолжение моих размышлений о базовых понятиях в расстановках и о том, что я делаю, когда делаю расстановки. Первая часть здесь. Там я писала о поле, фильтрах, фокусировке, калибровке и угле зрения. Здесь речь пойдет о позиции расстановщика, уровне чувствительности, фигурах и связям между ними, а также о ресурсах расстановщика.

Позиция расстановщика. Я имею в виду географическую позицию расстановщика по отношению к «операционному полю» расстановки клиента. Какие они бывают? Во-первых, бывает позиция «внутри» и позиция «снаружи».

Когда идет полевой процесс расстановки, нам необходимо понимать, где мы сейчас: «внутри» истории или «вне» ее. Когда я внутри, я на время, пока идет процесс, становлюсь членом системы клиента, я часть его истории, я что-то или кого-то замещаю. Когда я «снаружи» — я как будто со стороны смотрю на эту историю, чтобы увидеть всю картинку целиком.

Ощущать или видеть?

Расстановочный процесс — это постоянная смена этих двух позиций. Иногда нужно быть внутри, чтобы что-то поменять в истории, двинуть какие-то слои, расплести переплетение. Иногда нужно замереть и просто смотреть, чтобы понять, куда идти дальше, чему давать внимание, чему нет и что двигать.

Также мы занимаем разные позиции в зависимости от того, откуда мы смотрим, откуда мы приходим в «операционное поле» расстановки. Сверху, снизу, сбоку левого или правого, близко, далеко и т.д. Попробуйте во время расстановки обратить внимание на свое геометрического положение и сознательно его несколько раз поменять, отслеживая изменения в себе, в клиенте, в поле расстановки. Обычно расстановщики ходят вокруг расстановки в разном темпе. Одно это хождение уже рулит расстановку )

Уровень чувствительности. Мы часто имеем дело с тонкими, слабо проявленными процессами, которые нужно уметь «унюхать». А иногда мы вскрываем что-то, чего слишком много, чтобы выдержать (часто это большие истории: репрессии, войны, массовые убийства). Внутри нас есть «регулятор чувствительности», всегда, у всех — и важно уметь его крутить, чтобы чувствительность уменьшать или увеличивать. Так у нас есть шанс сделать работу, держа ее границы и одновременно не завалиться в какие-то неведомые места, которые нас «скушают».

Фигуры расстановки — это собственно то, что мы ставим. Это могут быть живые и уже умершие люди, неживые объекты, абстрактные понятия. В общем, поставить можно все, что угодно, главное, как ты это делаешь. Фигуры выставляются не словами, а тем, что ты вкладываешь в эту фигуру собою. Ты можешь вслух сказать: «Побудь, пожалуйста, школой клиента», а поставить на самом деле его папу. Да, чем более абстрактна фигура, тем легче и быстрее она переходит в какого-то человека. Поэтому хорошо, когда вначале работы фигуры выставляет сам человек — он-то точно поставит так, как правильно для его расстановки. Впоследствие все зависит от очень многих факторов, но если клиент с «радаров» не ушел, я стараюсь его мотивировать, чтобы он ставил все фигуры сам. Порядок, в котором он ставит фигуры, непосредственным образом повлияет на то, куда будет направлена работа. Можете поставить себя и своего кота в поле, а потом наоборот и сравнить, чем эти две картинки отличаются.

Связь между фигурами. Это то, какие отношения между фигурами в расстановке происходят. Нам важно не только то, что тут стоят бабушка, дедушка и мама клиента, но то, что когда мы ставим бабушку и маму, возникает напряжение, а когда вводим папу, напряжение в сторону мамы от бабушки проходит, а к дедушке направляется. Если посмотреть на то пространство, которое между фигурами, увидеть можно гораздо больше, чем если просто смотреть на фигуры. Именно расшифровка связей движет расстановку вперед. Мне связи обычно дают информации больше, чем сами фигуры.

Ресурсы расстановщика. Расстановщики разные и делают разные расстановки. И это зависит от их угла зрения, как и от того, что их питает, т.е. тех ресурсов, которые он берет из разных источников. Это ресурсы семейной системы, ресурсы больших систем (город, природа), профессиональные ресурсы (как общая система, так и отдельные люди), мое окружение, Нечто Большее (Вселенная, бог). На перекрестке этих ресурсов мы делаем расстановки. Это наше ресурсное место.

© Расстановщик и психолог Ирина Владыкина.

(141)

Базовые понятия в расстановках (продолжение)

Статьи |