Я давно хотел описать еще один встретившийся мне вид расстановок — «расстановки сказок», или сценарные расстановки. Исходя из второго варианта названия, использоваться в такой работе могут не только непосредственно сказки, но и книги, фильмы и, мне кажется, любые произведения с определенным сюжетом (сценарием). Просто, сказки состоят из максимально «очищенных временем» архетипов, близких и понятных подавляющему большинству людей.

Для проведения такой расстановки необходимо выбрать значимое, лично близкое произведение, а также ту часть его сюжета, которая «цепляет» более всего. После этого, расстановщик выставляет персонажей и, возможно, состояния из выбранного участка сценария. Фигуры начинают взаимодействовать между собой, зачастую выходя за рамки дальнейшего «официального» сюжета и сохраняя лишь номинальную связность с исходным произведением.

Далее, имеет смысл определить, зачем вообще нужны «сказки» и чем они отличаются от обычной расстановки. Кстати, этот вопрос я задавал себе как до своей первой сценарной расстановки, так и после нее. Эти расстановки очень подвижны, часто переходят из одного состояния в другое, сбивая с толку того, кто захотел бы их не только почувствовать, но и как-то классифицировать.

Тем не менее, сценарные расстановки, на мой взгляд, имеют место быть благодаря особенностям нашего восприятия. Мозг является сильным интерпретатором, но ему свойственно додумывать лишние взаимосвязи между фактами, а также сознательно не замечать или искажать то, что ему не подходит. В некоторых случаях человек может даже восставать против самой расстановки (я видел это лично и описал в одной из статей).

В таком случае, движение по вымышленным сюжетам позволяет обойти эти естественные блоки, так как «это же все не про меня, а всего лишь про Красную Шапочку, Кая, Герду или Нео из Матрицы».

Есть и еще одна особенность. Не знаю, согласятся ли со мной остальные, но я постоянно вижу, как сценарные расстановки поднимают и высвечивают более общие проблемы клиента, так сказать «базовые». Это опять-таки связано с принципиальной ненаправленностью такой расстановки. Человек не концентрируется на решении какой-то определенной своей проблемы (как правило, оперативной или тактической) и становится открыт для общих жизненных и стратегических вопросов.

P.S. Свойства сценарных расстановок явно не ограничиваются этим описанием, но все остальное для меня уже лежит больше в области чувственного восприятия и я просто не знаю, как это описать. В любом случае, надеюсь, что эта запись поможет кому-нибудь получить первоначальное представление о «сказках». А остальные впечатления можно добрать уже в процессе самой работы.

(52)

Просто сказка!

Статьи |