Расстановки с трех точек зрения: расстановки как прикладная философия, расстановки как метод, и расстановки как техника.

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю рассмотреть слово «расстановки» с трех точек зрения: расстановки как прикладная философия, расстановки как метод, и расстановки как техника.

Расстановки как философия.

Когда мы слышим слово «расстановки», то очень часто имеем в виду «расстановки по Берту Хеллингеру» или «расстановки по Хеллингеру», также встречается словосочетание «системные расстановки» и «семейные расстановки». Есть конечно не только это. Больше всего я в этом материале буду рассказывать о расстановках по Хеллингеру, но все движется вперед. И на сегодняшний день есть уже и другие расстановки.
Берт Хеллингер, основатель метода, был священником, и это, несомненно, отложило отпечаток на философии метода.

Расстановки основываются на трех китах, или, как назвал это сам Хеллингер, трех законах:

  • закон принадлежности;
  • закон иерархии;
  • закон баланса.

Закон принадлежности. «Никто не исключен». Все, кто входят в вашу семейную систему, влияют на вашу жизнь, нравится вам это или нет.
К семейной системе относятся ваши прямые предки, ваши потомки, дяди и тети, а также люди, связанные с членами вашей семьи уровнем жизни и смерти.

Закон иерархии. «Кто раньше встал, того и тапки». Люди в вашей семье, родившиеся раньше вас, в иерархии выше вас, после — ниже. Исключение — особая роль (уровня жизни и смерти). С другой стороны, новые системы имеют преимущество перед старыми.

Закон баланса. «Глаз за глаз». Система стремится к уравновешиванию, как со знаком плюс, так и со знаком минус. Когда в системе баланса нет, она рассыпается, если не нашла способа его уравновесить.

Расстановки как метод.

Расстановки — это системно-феноменологический метод. Поэтому с одной стороны, мы рассматриваем задачу и проблему человека как часть системы (например, семейной), и меняя что-то в одном звене системы, влияем и на остальные ее элементы (если вы делаете себе расстановку, есть большая доля вероятности, что в жизни вашего партнера, детей или мамы тоже что-то поменяется). С другой стороны, каждая история уникальна, и то решение, которое «сработало» в расстановке у одного человека, может оказаться совершенно нерабочим в расстановке другого.

Таким образом, каждая расстановка — это единичное произведение искусства.

То, что отличает расстановки от других феноменологических и системных методов помогающих практик, это замещающее восприятие. Человек, который находится в роли вашей бабушки в расстановке, воспроизводит эмоции вашей бабушки, а не свою или вашу проекцию. Любой человек может стать в роль любого человека, живого или мертвого, и почувствовать что-то касательно той проблемы, которую заявляет заказчик. Для этого не нужно обладать особыми знаниями или умениями, достаточно получить разрешение на это и самому разрешить себе быть открытым для любого опыта.

Откуда берется замещающее восприятие? Для расстановок как метода характерно понятие поля. Поле — это такое действующее, активное, меняющееся хранилище информации, где есть отпечатки всех эмоций, чувств и процессов когда-либо происходящих во Вселенной.

Принятая классификация расстановок: расстановки могут быть групповыми и индивидуальными.

Их можно делать при помощи заместителей, с предметами и в воображении. Если взять во внимание то, что расстановка — это работа с полем, то по большому счету для движения клиента в его системе большой разницы нет, как будет делаться расстановка. Но, с другой стороны, расстановки делаются через кого-то или что-то. И эти кто-то и что-то — своего рода приемники и передатчики, которые пропускают через себя определенную энергию, искажают ее. Поэтому разница все таки есть. Люди (заместители) в группе пропускают энергии больше, поэтому, если ситуация для клиента очень эмоциональная, требует включения много чего исключенного, то предпочтительнее делать ее в группе. Каждый человек несет свой опыт, свою энергию, и расстановщику с клиентом будет легче разнести большой процесс на составляющие.

Работа с предметами подходит для прояснения ситуации, для диагностики, там где важнее факты, нежели эмоции. Так при помощи предметов хорошо делаются расстановки выбора или бизнес-расстановки. Но и эмоциональные вопросы поднимаются хорошо, если расстановщик имеет большую проходимость. Поэтому, чем опытнее расстановщик, тем лучше идет процесс в индивидуальном формате с предметами. К тому же по-разному воспринимается работа с маленькими предметами (фигурками, которые помещаются на столе) и листами А4, например, или другими напольным якорями. На столе с маленькими предметами лучше отслеживается структура, в то время как с напольными якорями лучше прочувствовать ту или иную ситуацию.

Расстановки в воображении проходят внутри самого клиента больше, чем первые два вида. Поэтому это подходит для прокаченных людей, которые доверяют себе, иначе очень легко можно скатиться в образную медитацию, что тоже не плохо, но не расстановка.

По присутствию клиента во время расстановки: дистанционные и очные. При том что дистанционные могут делаться как в присутствии клиента, например по скайп, так и в его отсутствии. По моим наблюдениям, когда клиент наблюдает за своей работой, очно или по скайп, например, процесс практически не отличается. А вот, когда клиент занимается своими делами в одном конце планеты, а ему в это время делают расстановки, — это челлендж, и для расстановщика, и для клиента. Дело в том, что в процессе расстановки есть такой важный момент как фокус. И этот фокус про то, что здесь и сейчас. И если клиент, например, в это время сидит в кресле у стоматолога, то фокус его поля может смещаться, и тогда расстановщик должен держать этот фокус вместо клиента. И это очень не простая задача.

По предмету расстановки выделяют семейные, организационные, структурные, духовные, расстановки частей, прошлых жизней и другие. Но мне такое разделение кажется несколько искусственным, поскольку не важно, через какую дверь мы зайдем, главное, что там внутри. А ведут эти двери туда, где пересекается фокус клиента и терапевта.

Также можно выделить резонансные и нерезонансные расстановки. Что это такое? Если в двух словах, в резонансных мы идем в переплетение, а нерезонансные показывают взаимосвязь элементов данном в моменте, здесь и сейчас. К примеру, пришел человек с проблемой в бизнесе. В резонансной расстановке мы, найдя проблемное звено, можем выйти на то, что точно так же клиент общался со сверстниками в младших классах или с папой. Мы нашли переплетение, и будем его распутывать. А в нерезонансной мы будем смотреть, к примеру, гармонично ли выстроен отдел продаж и на правильном ли месте он открыл свой магазин.

Расстановки как техника. Как расстановки делаются?

Есть клиент, есть расстановщик, есть запрос (фокус), есть заместители. Задача расстановки — сделать клиента более целостным, фокусируя поле на каком-то моменте, при помощи расстановщика и заместителей. Заместителями, как я уже говорила, могут быть как люди, так и разные фигурки, предметы и якоря.

Также здесь очень важно понятие резонанса и переплетения.

Клиент носит свою проблему по резонансу с кем-то из семейной системы (чаще всего), находясь с ним в переплетении. Расстановка распутывает переплетение, и у человека появляется энергия для своей жизни.

Когда мы задаем вопрос, как сделать расстановку, мы вопрошаем технику. И все ответы на этот вопрос — это и есть расшифровка того, что такое расстановки как техника. Собственно большое количество видео от нашего проекта «Расстановки: Открытая Мастерская» как раз об этом.

Если описывать схематически, то расстановка проходит примерно так.

  • Запрос клиента и его обработка расстановщиком.
  • Настройка диады (как клиент доверяет терапевту, как терапевт чувствует клиента, какими духовными местами они соприкасаются).
  • Настройка фокуса расстановки (Терапевт и клиент выбирают кого и как поставить).
  • Выставление фигур (заместители, фигурки, отправные образы в воображении).
  • Движение фигур.
  • Разрешающие движения и фразы.
  • Завершение расстановки.

© Расстановщик и психолог Ирина Владыкина.

(182)

Что такое расстановки?

Статьи |