«Вы дали мне всё, что могли дать, и этого было достаточно. Я принимаю это с благодарностью и иду дальше по своей счастливой дороге».
Берт Хеллингер.
➤ Задать вопросы по теме статьи можно на канале Ирины Владыкиной в YouTube, дубле канала в RuTube и в сообществе Школы в Telegram!
Когда-то я начинала как классический расстановщик. Я глубоко изучала метод Берта Хеллингера, проходила обучение, проводила сессии, работала с заместителями и полем, как это принято в классических расстановках. Но с опытом пришло понимание: расстановка — это не метод, это форма. А метод — это системная работа.
Расстановка как форма — это способ расположить элементы системы во внешнем пространстве. Через заместителей, фигурки, образы. Это даёт уникальную возможность быстро увидеть то, что в обычной психотерапии остаётся скрытым: лояльности, нарушения порядка, исключённых, динамики замещения. Но для того чтобы действительно произошло изменение, этого недостаточно.
Моя практика постепенно стала шире. Я всё меньше использую классическую расстановку как единственную технику. Сейчас я смотрю на человека как на часть множества систем одновременно: семейной, профессиональной, родовой, культурной, телесной. Главное — я смотрю на то, как устроено поле запроса, какие в нём законы нарушены, какие связи разорваны, где система требует восстановления порядка.
В системной работе, так как я её практикую, клиент не просто наблюдает процесс, а становится участником движения. Мы можем работать без фигур и заместителей, просто с полем, с образом, с телесным резонансом. Иногда вместо классической расстановки происходит глубокое внутреннее смещение, которое не видно внешне, но чувствуется очень точно.
Я не отказываюсь от метода Хеллингера — наоборот, многое из него сохраняется: уважение к иерархии, внимание к принадлежности, понимание глубинных лояльностей, контакт с родом, полевое восприятие. Но я встраиваю этот метод в более широкий контекст. Это позволяет не застревать в форме, а следовать за сутью. Поэтому в моей Школе мы не просто учим делать расстановки. Мы учим мыслить системно, чувствовать поле и вести клиента туда, где начинается настоящее движение жизни.
Сегодня мы видим, что метод работает не только с семьёй, но и с бизнесом, внутренними частями личности, архетипами, телом, городом, будущим, историей. Мы работаем не просто с фигурами в пространстве — мы работаем с движением жизни в поле.
И тогда приходит естественный переход — от частного к целому, от метода к подходу.
Системный подход — это не только как, но и зачем. Системная работа — это не только инструмент. Это мировоззрение. Мы смотрим на мир как на взаимосвязанную структуру, где каждое явление — не случайность, а следствие движения, которое можно почувствовать, понять, восстановить.
Мы изучаем не только техники, но и:
- законы поля и системной динамики,
- способы видеть, где нарушен порядок и где теряется энергия,
- работу с глубинными структурами — историей рода, культуры, внутреннего Я.
Это позволяет применять метод гораздо шире: в работе с травмой, идентичностью, в психотерапии, в коучинге, в бизнесе, в образовании.
Мы называем себя теперь Школой системной психологии, потому что:
- это отражает глубину и универсальность метода;
- это приближает нас к научному, ясному и точному языку;
- это открывает двери в диалог с психологическим, академическим и профессиональным сообществом.
Мы остались собой — но выросли!
Мы по-прежнему работаем с полем. По-прежнему проводим индивидуальные и групповые процессы. По-прежнему с глубоким уважением и признанием относимся к методу Берта Хеллингера, к его простоте и глубине. Но мы не стоим на месте.
Мы знаем: развитие — это закон жизни! И если вы чувствуете, что пришло время выйти за пределы техник — приходите. Мы идём туда, где начинается настоящее системное мышление.
➤ Задать вопросы по теме статьи можно на канале Ирины Владыкиной в YouTube, дубле канала в RuTube и в сообществе Школы в Telegram!