➤ Задать вопросы по теме статьи можно на канале Ирины Владыкиной в YouTube и в расстановочном сообществе Telegram!
Запретят ли расстановки в России? И нужно ли расстановщику психологическое образование?
Этот вопрос волнует многих — и тех, кто только задумывается о профессии расстановщика, и тех, кто уже работает в поле. Расстановки часто оказываются в зоне общественного напряжения: то их называют сектой, то сравнивают с магией, то требуют лицензий, то вовсе предлагают запретить. Откуда это возникает? И что делать?
Почему разговор о запрете расстановок возникает снова и снова?
Дело не в методе. Метод — гениально прост и при этом глубоко феноменологичен. Расстановки работают не с убеждениями, а с проявлениями поля. Они поднимают из бессознательного то, что обычно скрыто, и делают это быстро и точно. И это пугает.
То, что не укладывается в логическую картину, что не поддается (пока что) «научной проверке», часто вызывает сопротивление. Да и по правде говоря, научных экспериментов, сделанных по всех правилам, которые бы доказывали, что расстановки не работают, нет. Но я нашла одну научную статью во всемирно признанном журнале с научным экспериментом с расстановками, где показывается определенная эффективность работы метода. Однако, разумеется, тема расстановок требует дальнейшей экспериментальной проработки. Желающие могут с ней ознакомиться на английском языке.
Тонкие материи, с коими работают расстановки и многие другие помогающие практики, требует другого подхода. Наука, в том виде в котором мы ее имеем сегодня, строго позитивистская, такому подходу уже более 200 лет. И, строго говоря, он уже во многом устарел.
Официальная психология, особенно академическая, пока не до конца готова признать реальность поля как фактора, с которым можно взаимодействовать профессионально. Представители этой самой официальной психологии по-прежнему пытаются «натянуть сову на глобус» и доказать, что психология — это такая же наука, как например, биология. Не такая!
Запретят ли расстановки на государственном уровне?
Скорее всего, нет. Расстановки, как метод, не входят в список запрещенных практик и по многих факторам не войдут. Но есть риск ограничений, если метод подается в обертке «чудесного исцеления», нарушает границы клиента или внедряется в сферы, где требуется лицензия (например, психотерапия с диагнозами).
Главный риск — не в методе, а в тех, кто работает без рамок. Когда расстановки проводятся в поле непрофессионализма, без этики, без уважения к процессу и системным законам — это может навредить. И тогда государство начинает реагировать.
Именно поэтому в настоящее время расстановочные школы стремятся получить лицензию, а расстановщики — подтверждать свою квалификацию, быть в сообществе, проходить супервизии. У нашей «Школы расстановок Ирины Владыкиной» лицензия как раз-таки есть. Мы прошли для этого непростой путь, но мы это сделали.
Нужно ли психологическое образование расстановщику?
И да, и нет.
Если вы работаете с психическими расстройствами, с суицидальными клиентами, с тяжелой психотравмой — да, образование критически важно. Потому что вы входите на территорию психотерапии. Там действуют другие законы. Там нужен клинический взгляд.
Но если вы работаете как расстановщик в поле феноменологического подхода — исследуете системные динамики, помогаете увидеть скрытые связи, направляете внимание клиента к его принадлежности, иерархии и балансу, — формально психологическое образование не требуется. Требуется другое: зрелость, чувствительность, контакт с полем, этика и способность выдерживать.
Расстановщик — это не просто ведущий процесса. Это фигура, включенная в поле. Он как проводник между невидимым и проявленным. Его собственное место в поле влияет на результат. И если он работает в отрыве от реальности, без знания границ, без внутреннего контейнера — он может нанести вред, даже с самым добрым намерением.
Что важно для расстановщика.
1. Обучение в профессиональной школе. Не на трехдневном курсе, а в долгосрочной программе с супервизией, практикой и теорией.
2. Этический кодекс. Знание границ. Умение сказать «это не моя область». Готовность направить клиента к другому специалисту.
3. Связь с полем. Расстановки — это про чувствование. Если расстановщик не умеет быть в поле, читать его, работать с ним, он будет действовать по шаблонам.
4. Понимание системных законов. Это база. Закон принадлежности, иерархии, баланса и признания реальности.
5. Личная работа. Регулярная терапия, собственные расстановки, интервизии, супервизии. Потому что чужая боль неизбежно тронет личную.
А что насчет будущего?
Метод развивается. Он все больше интегрируется с телесной терапией, нарративными практиками, шаманскими техниками, системным коучингом. Формируются профессиональные сообщества. Появляются лицензированные школы. Метод проходит путь взросления.
Это значит, что в будущем профессия расстановщика будет все больше структурироваться. Возможно, появятся единые стандарты. Возможно, потребуется лицензия. Но это не запрет — это взросление метода.
В заключение.
Расстановки не будут запрещены, пока они служат человеку. Пока расстановщик работает из уважения, из контакта, из пустой середины, метод будет жить. Потому что он соединяет. Потому что он помогает занять свое место.
Психологическое образование может быть ресурсом, но не гарантией. А зрелость, ответственность и связь с полем — вот что действительно делает расстановщика мастером.
➤ Задать вопросы по теме статьи можно на канале Ирины Владыкиной в YouTube и в расстановочном сообществе Telegram!