↩ Вернуться ко всем статьям

Как Ирина Владыкина учит расстановкам по Хеллингеру?

➤ Задать вопросы по теме статьи можно на канале Ирины Владыкиной в YouTube и в расстановочном сообществе Telegram!


Полезно прочитать всем, кто учится у меня и хочет учиться. Да и не только у меня. Потому что ниже я опишу суть учебного процесса.

Как надо учиться расстановкам? И что происходит в обучении с точки зрения методологии? Если вы учитесь или собираетесь учиться.

Начну с того, что напомню, что расстановки — это системно-феноменологический метод. А это значит, что с одной стороны — чтобы делать расстановки, важно понимать и владеть системой знаний, умений, навыков, которые предполагает расстановки как метод. С другой стороны, каждая работа, каждый клиент, каждый мастер индивидуальны, это феномены. А это значит, что нужно учиться творчески. Все не предусмотришь и не предугадаешь.

И в этом во многом обучение расстановкам можно сравнить с обучением иностранному языку, где вы должны не только знать язык, но иметь воспользоваться им в конкретной речевой ситуации. В дальнейшем в этой статье я буду неоднократно прибегать к сравнению обучения языку и расстановкам, чтобы наглядно показать, как устроен обучающий процесс как таковой.

Ниже я расскажу об этапах, навыках и особенностях обучающего процесса расстановкам. А также дам рекомендации, как сделать это обучение более эффективным.

Успех расстановщика и результаты его работ складываются из следующих факторов:

  • знания,
  • умения и навыки,
  • проходы.

Чем шире спектр наших знаний, умений, навыков и проходов, тем больше целей мы можем достичь.

Проходы.

Проход в расстановочной работе — это доступ к определенным энергиям, которые связаны с запросом и умение передать эти энергии. Иметь проход = иметь доступ. Например, мы можем ставить в расстановку фигуру Войны, чтобы прояснить ситуацию или дать ход какому-то процессу, связанному с темой жертва/убийца. Но эта фигура не будет работать, если к ней нет доступа. Т.е. на движение в поле и на решение запроса клиента это действие не повлияет.

Доступ мы получаем соприкосновением с этой энергией в собственной жизни или передачей от кого-то. Это не интеллектуальное действие, это возможность раскрыть себя так, чтобы эта энергия в вас текла.

Когда мы получаем доступ, у нас все равно могут остаться фильтры, связанные с белыми пятнами, установками и т.д. И поэтому мы можем иметь менее глубокий проход. Чем менее глубокий проход, тем меньше у нас возможности передать это состояние. Когда мы получаем проход и используем его многократно, он у нас тренируется. И впоследствии вы уже будете в расстановках применять свой проход автоматом, потому что нужная энергия будет вызывать резонанс с вашим полем.

Умения и навыки: определение и различия.

Навык — это высший уровень сформированности действия, когда оно выполняется автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Например, вождение автомобиля становится навыком, когда водитель перестает задумываться о том, как переключать передачи, рулить или следить за дорогой.

Умение — это способность к действию, которое выполняется сознательно и еще не достигло высшего уровня сформированности. Например, когда человек учится танцевать, он сначала делает движения осознанно, сосредотачиваясь на каждом шаге. Со временем, после многократных повторений, танец превращается в навык.

Как формируются умения и навыки?

Формирование умений и навыков происходит в несколько этапов:

1. Ознакомление. Человек получает представление о новом действии и его цели.
2. Повторение. Действие многократно повторяется, чтобы закрепить его в памяти. На этом этапе формируется умение.
3. Автоматизация. Действие становится автоматическим и выполняется без сознательного контроля. На этом этапе формируется навык.

Не ждите, что вы придете на курс и сразу начнете расставлять «по Владыкиной». Нельзя перескочить эти три этапа. Сначала вы познакомитесь с тем, как надо расставлять на лекции. Потом вы эту информацию будете повторять через упражнения в группах-практики и в различных ситуациях. И только после многократных повторений вы сможете делать расстановки на автомате.

Умение делать расстановки — это не дар, это мастерство, которому может научиться каждый, но надо учиться. Не ждите быстрых результатов от обучения. Если вам обещают, что вы научитесь расставлять после пары занятий, не верьте: это либо незнание методологии обучения, либо откровенный развод. Учитель, чему бы он не обучал, не может себе позволить ни первого, ни второго.

Факторы, влияющие на формирование умений и навыков.

  • Повторение. Чем чаще повторяется действие, тем быстрее оно становится умением или навыком.
  • Цель. Наличие четкой цели способствует более эффективному формированию умения.
  • Мотивация. Мотивированный человек быстрее осваивает новые умения и навыки.
  • Обратная связь. Получение обратной связи от других людей помогает человеку оценить свои усилия и скорректировать свои действия.
  • Индивидуальные особенности. У разных людей разная скорость освоения умений и навыков.

Общие правила развития умений и навыков.

* Устанавливайте реалистичные цели. Начинайте с небольших целей, которые можно достичь в разумные сроки.
* Разбивайте задачи на более мелкие шаги. Это сделает процесс обучения более управляемым.
* Проявляйте настойчивость. Не сдавайтесь, даже если столкнетесь с трудностями.
* Получайте обратную связь. Просите помощи у других людей, чтобы они оценили ваши усилия и помогли вам улучшиться.
* Практикуйтесь регулярно. Чем чаще вы практикуетесь, тем быстрее вы разовьете желаемое умение или навык.

Чтение поля как изучение языка.

Как я уже говорила, расстановки — это прежде всего чтение поля, а освоения чтения поля — это своего рода процесс освоения иностранного языка. Так же, как в случае с изучением языка, в чтении поля есть свои этапы и правила обучения.

Этапы изучения чтения поля:

1. Ознакомление с азбукой. Изучение букв и звуков, из которых состоит язык. В чтении поля — это базовые понятия и основы (Три базовых законы: принадлежность, иерархия и баланс).

Этот этап можно охарактеризовать как предварительный. Здесь формируется так называемая программа навыка, отдельные элементы расчленяются на компоненты, осуществляются ориентировочные, тестовые действия. Также этот этап отличается большим количеством информации о действиях. А по мере выполнения тестовых действий из этой информации сознание отбирает только ту, что помогает правильно их выполнять.

2. Понимание значений и произношения слов. В обучении расстановкам — это умения делать какие-то конкретные интервенции в заданном контексте урока (построение фраз-решений, подбор верных ритуалов и т.д.).
Этот этап является аналитическим. Элементы основного действия пока еще выполняются обособленно. Мозг анализирует силу, длительность, величину и другие параметры выполнения элементов. Кроме того, формируются и отдельные действия (к примеру, между ориентацией на клиента и фокусировкой на поле расстановки). После этого появляется возможность осуществления действия, в которых объединены несколько процессов).

3. Понимание того, как устроен расстановочный процесс с точки зрения его грамматики и синтаксиса (пять этапов расстановки: настройка диады, работа с запросом, первичная картина, разворачивание расстановочного действия, завершение расстановки).

4. Развитие навыков проведения расстановки. Для этого этапа подходит характеристика – синтетический. Самостоятельные элементы целостного действия формируются в единое образование и составляют одно сенсорное поле. Выполнение действия на данном этапе регулируется обобщенным образом, состоящим из последовательности, взаимосвязи и иерархии его отдельных элементов.

5. Активное использование расстановочного языка для работы с клиентами. Это этап автоматизации, т.к. здесь устраняются все лишние элементы действия. Внимание человека смещается с процесса выполнения действия на результат. Все это связано с тем, что контроль действия переходит от зрения к кинестезии и осязанию. Именно на этом этапе человек получает возможность контроля темпа выполняемых действий; формируется индивидуальный ритм и стиль.

6. Выстраивание вашей собственной жизни как расстановочного процесса. Это высший пилотаж. И он не обязателен для умения делать расстановки. Этот уровень можно сравнить с уровнем С2 во владении языком.

Правила обучения чтению поля.

* Повторяйте регулярно. Постоянная практика необходима для эффективного обучения.
* Используйте разнообразные материалы. Чтение книг, статей, просмотр видео, презентаций, интервизии с коллегами, супервизии, расстановочные упражнения.
* Общайтесь в расстановочной среде. Сотрудничество и общение с другими расстановщиками разного уровня помогут вам быть в расстановочном потоке.
* Не бойтесь ошибок. Ошибки естественны даже у умелых практиков, это вообще свойственно людям, мы не роботы. Главное — учиться на них и не сдаваться.
* Наслаждайтесь процессом. Изучение расстановок должно быть увлекательным и интересным. Выбирайте те курсы и тех учителей, которые вас мотивируют.

Для эффективного процесса обучения крайне важны соответствующие условия. Необходимо не только объяснять теоретические аспекты, но и давать обратную связь, проводить практические занятия.

Перечислю некоторые лайфхаки, которыми я пользуюсь, формируя обучающую программу.

Один навык за один раз.

Когда пытаешься чему-то научиться, сам процесс часто является стрессом для психики. Поэтому не рекомендуется осваивать несколько навыков одновременно. Так вы не только позаботитесь о себе, но и не снизите эффективность процесса обучения.

Тщательный подбор упражнений.

Ключ к эффективному формированию навыков лежит в правильно подобранных упражнениях и постоянных тренировках. Я составляю каждый раз уникальные упражнения так, чтобы они отражали процессы в группе, ее уровень и интересы. А также, чтобы сами эти упражнения вызывали желания их тренировать.

Количество сделанных вами расстановок во время обучения.

Я всегда мотивирую своих учеников начинать делать расстановки прямо сразу, с первого дня обучения. Расстановок нужно делать как можно больше. Гораздо лучше сделать 50 расстановок с ошибками, чем 5 без ошибок. Ошибки потом можно проанализировать и исправить. Что касается интервалов между упражнениями, то лучше всего, чтобы они были не очень большими.

Полезные привычки для тех, кто обучается расстановкам.

Необходимо стремиться к постоянному развитию своих личных и профессиональных навыков не только на обучении, но и в непосредственной работе с клиентами. Важно не бояться брать на себя ответственность, решать сложные задачи и работать над необычными и не привычными для вас проблемами. Выход из зоны комфорта способствует личностному развитию.

Развитие навыков зависит от круга людей, с которыми общаемся. Чтобы сильнее овладеть каким-либо делом и стать профессионалом в этой области, необходимо общаться с теми, кто уже имеет опыт в этом. Они могут поделиться советами и показать правильные способы действий, помочь избежать ошибок. Поэтому интервизии и супервизии должны стать привычными в жизни помогающего практика.

Важным показателем успешного овладения навыками является обратная связь, которую получаем от других людей. Необходимо следить за тем, как окружающие оценивают нашу работу, анализировать это и делать выводы для собственного улучшения. Опять привет супервизиям и интервизиям.

Не стоит упускать возможности образования. Важно развиваться не только в расстановках, но и в других областях. Вообще учиться — полезная привычка для расстановщика.

Самообразование является одним из наиболее полезных способов развития навыков и общего развития. Чтение книг, статей, научных работ, блогов, руководств и других источников помогает получить новые знания и успешные модели действий.

Самостоятельное выполнение заданий, которые мы можем поставить перед собой, является эффективным способом развития навыков. Особенно это актуально для развития творческих, учебных и социальных умений.

Обратная связь уже была упомянута ранее, но важно подчеркнуть, что благодаря ей мы можем узнать много нового о своей работе, узнать, над чем стоит поработать, и что уже было выполнено хорошо. Друзья, коллеги, наставники и эксперты помогут нам получить ценную обратную связь.

Постоянное совершенствование навыков является неотъемлемой частью развития личности. Работать над собой необходимо всегда и везде: дома, на прогулке, на работе, в спортзале и т.д. Существует множество способов улучшить себя в различных условиях и жизненных обстоятельствах.

Выберите любой из этих вариантов, и успех будет гарантирован. Лучше всего использовать все эти инструменты вместе, но самое важное — постоянно и систематически тренироваться. Только тогда знания превратятся в умения, а умения станут навыками.

Как развиваться расстановщику? Итог.

В современном мире существует большое количество способов развития навыков и умений в разных сферах жизни. Книги, статьи и специализированные пособия предлагают различные методы и техники, но все они основываются на четырех правилах, которые необходимо соблюдать.

Первое правило заключается в том, что для эффективного развития навыков необходимо уделять достаточно времени каждому из них. В детском возрасте мы способны мгновенно осваивать огромное количество информации и навыков. Однако по мере взросления у нас становится сложнее овладевать разными навыками одновременно, а их освоение требует времени и усилий. Кроме того, если мы пытаемся освоить несколько навыков одновременно, они могут связываться друг с другом, что может привести к неожиданным результатам. Поэтому, если нам важно развивать определенный навык, мы должны уделять ему всю свою концентрацию, осваивая его полностью, а затем переходить к следующему навыку.

Второе правило гласит, что на начальных стадиях освоения нового навыка важнее количество, а не качество выполнения. Прибегая к систематическим и регулярным интенсивным тренировкам, мы автоматически исправляем ошибки и недочеты в процессе. Поэтому не следует замедлять свое развитие, стремясь к идеальному исполнению, с самого начала. Главное – активно продолжать тренироваться и повторять действия, чтобы улучшить свои навыки.

Третье правило заключается в том, что для формирования навыка необходима постоянная практика. Одно-двухдневный тренинг не может гарантировать развитие и закрепление навыка на длительный срок. Постоянное внимание и систематичные практические занятия необходимы для того, чтобы навык стал стабильным и принес заметные результаты. Как и при выращивании растения, необходимо постоянно ухаживать за навыком, уделять ему внимание и практиковаться. Только таким образом навык сможет развиваться и приносить плоды.

Четвертое правило. На начальном этапе освоения нового навыка, мы еще не научились его стабильно и регулярно применять. Поэтому важно начать с тренировок и повторений, а затем, когда навык будет улучшен и освоен, использовать его в более серьезных задачах.


Видео по теме.


➤ Задать вопросы по теме статьи можно на канале Ирины Владыкиной в YouTube и в расстановочном сообществе Telegram!