↩ Вернуться ко всем статьям

Расстановки по Хеллингеру и постмодернизм

➤ Задать вопросы по теме статьи можно на канале Ирины Владыкиной в YouTube и в расстановочном сообществе Telegram!


Если вы уже знакомы с расстановками по Хеллингеру или только задумываетесь о том, чтобы погрузиться в этот удивительный метод, важно понимать, откуда он взялся и почему стал таким популярным. Нам, конечно, известно, что Хеллингер изобрел расстановки, получив опыт священника в Африке и обучившись психоанализу. А что если посмотреть с другого угла? С угла больших и культурных процессов. Что могло привести в культуре и истории к появлению метода расстановок?

Порассуждаем об этом. Когда мы заглянем в историю, мы увидим, что наша культура не стоит на месте. Она течет, изменяется, преображается. И в этой движущейся реке изменений появляются новые идеи, практики и методы. Одним из таких мощных культурных процессов можно назвать постмодернизм.

Постмодернизм – это философия, пришедшая на смену модернизму, которая поставила под сомнение все каноны, условности и авторитеты. Эйнштейн сказал: «Все относительно». Этот взгляд на мир сильно повлиял на всю культуру, включая психологическую практику. Ведь в постмодернизме каждый человек становится автором своей собственной истории. Здесь нет места жестким структурам и абсолютам. В таком контексте появились расстановки, как гибкий, открытый метод.

Однако не будем спешить ограничиваться одной философией. Влияние постмодернизма – это лишь один аспект. Например, можно задуматься о том, как изменились социальные и семейные структуры. Современная семья далеко уже не живет согласно традициям. Мы видим больше разнообразия форм и связей: смешанные семьи, одиночное родительство, однополые браки. В таких условиях расстановки становятся способом наглядно разобраться в запутанных отношениях.

Также не стоит забывать о глобализации, благодаря которой происходит обмен культурными практиками. Опыт, который Хеллингер получил в Африке, – яркий пример этого влияния. Соединение разных культурных традиций и концепций, сочетающее древние обряды и современные теории, создало благодатную почву для расстановок.

Какие еще влияния можно рассмотреть? Может, это возрастающая открытость общества к новым формам духовных и психологических практик. Люди все больше ищут нетрадиционные способы самопознания, которые выходят за рамки классического психоанализа или медикаментозного подхода. Расстановки, которые работают на уровне бессознательного и коллективного опыта, предоставляют именно такой путь.

Когда мы начинаем видеть всё это вместе – постмодернизм, изменения в социальных структурах, глобализацию и новые поиски духовных и психологических практик – становится понятно, как многие факторы могли соединиться и привести к появлению такого метода, как расстановки по Хеллингеру. Этот метод – не просто индивидуальная находка бывшего священника из Германии, а продукт своего времени, результат множества пересекающихся и влияющих друг на друга процессов, ведущих к возникновению новых форм мышления и восприятия.

И вот, когда мы видим расстановки именно в таком свете, становимся заметно ближе к пониманию сути этого метода и его роли в современных науках о человеке. Так что, присмотритесь к этому методу еще раз. Может, он откроет вам новые горизонты.


Почему я написала статью о расстановках и постмодернизме, хотя на рождение метода расстановок повлияло много факторов? Потому что, если вглядеться, то видно, как взаимосвязаны культурные движения и эволюция психологических методов. Да, сами по себе расстановки по Хеллингеру – уникальные и мощные. Но что, если их популярность объясняется чем-то большим, чем просто индивидуальным гением?

Постмодернизм, как культурное явление, разрушил многие привычные рамки. Он принес новые концепции, сменил восприятие реальности и самостоятельности. Этот философский сдвиг отразился на каждом аспекте нашей жизни, психология не стала исключением. Ведь постмодернизм, со своей непримиримой критикой абсолюта и статичности, предоставил нам ту свободу, которая смогла сделать метод Хеллингера столь рабочим и востребованным.

Я выбрала именно этот фактор из многих возможных, потому что постмодернизм серьёзно трансформировал наш взгляд на мир. Он открыл двери для новых форм выражения, новых концептуальных подходов, которые до этого просто не могли быть проявлены. Он позволяет видеть мир не как нечто строго фиксированное, а как место с множеством перспектив, историй и возможностей. И это определенно стало благоприятной почвой для появления таких гибких и многослойных методов помогающих практик, как расстановки.

Именно в постмодернистском контексте идея о том, что каждый является автором своей истории и может пересмотреть и переосмыслить свою реальность, получила широкое распространение. Это дает возможность уникального места расстановкам в контексте развития общества: они предлагают нам переориентировать, в прямом смысле пересмотреть наши семейные и персональные сценарии, исходя из множества возможных позиций и интерпретаций.

Таким образом, постмодернизм не просто влияет на расстановки косвенно – он создаёт для них ту самую парадигму, в которой они могут эффективно функционировать и развиваться. В мире, где старые структуры рушатся, а новые возможности появляются на их месте, расстановки находят своё особое место и значение.

Это лишь один из аспектов, но именно он показывает, как глубоко и структурно наш мир изменился благодаря культурным процессам последнего столетия. И расстановки Хеллингера – это зеркальное отражение этих изменений, способ адаптироваться к ним и использовать их для личного и коллективного роста.


Но почему же тогда расстановки так рьяно отвергаются традиционной, «научной» психологией? Возможно, именно в этом кроется причина их не признания? Задумайтесь: старые системы, устоявшиеся структуры. Это же как каркас здания — кто захочет его разрушать? Мы привыкли к надежным, проверенным методам, которые можно измерить и записать. Но ведь это не всегда работает так, как хотелось бы. Многим людям расстановки действительно помогли, правда? Это ли не подтверждение?

Представьте себе, что какая-нибудь новая методика разрушает само понимание принципов, на которых держалась ваша профессия или система знаний десятилетиями. Как отреагируют специалисты? Конечно, с недоверием, даже враждебностью. Новое всегда пугало, ломало стереотипы. Интуитивные процессы, передача информации на уровне подсознания. Это пугает.

Страх перед неизвестным всегда был мощнейшей преградой для новых идей. В расстановках мало что можно проверить на уровне классических научных методов. Именно это и тормозит: неуверенность, что это можно понять и систематизировать.

И всё же, всё больше расстановщиков приходят именно из научной среды. Почему? Может быть, потому что они видят результаты, которые не объясняются привычными методами? Находят новые ответы на старые вопросы? В конце концов, жизнь — это больше, чем числа и графики. Сколько бы ни скрывали правду, реальность всех рассудит.


Давайте перестанем прятаться за предвзятостями и стереотипами!

Расстановки — это новое слово в психологии. Не разрушение, а эволюция. И кто знает, может, они именно та ниточка, которая ведет к настоящему пониманию человеческого разума? Это страшно и волнительно одновременно. Но разве страх перед неизвестным должен руководить нами? Ведь наука всегда была в первую очередь об открытии новых миров.

Если вы занимаетесь расстановками или думаете о том, чтобы погрузиться в этот удивительный мир, важно понимать не только «как» и «что», но и «почему». Вникая в глубинные причины появления метода, вы сможете использовать его более осознанно и эффективно. А теперь давайте разберемся, как постмодернизм повлиял на появление и развитие расстановок по Хеллингеру.


Расстановки как ответ на эпоху постмодернизма.

1. Преодоление постмодернистского цинизма.

Постмодернизм часто склоняется к цинизму и скептицизму по отношению к традиционным ценностям. Расстановки предлагают что-то невероятно настоящее — искренность, эмоциональную вовлеченность. Они буквально вплетаются в глубинные личные и семейные структуры, возвращая значимость нашему индивидуальному опыту.

2. Повествовательное и символическое.

Мы живем во времена, когда традиционные ценности часто подвергаются сомнению. И здесь расстановки становятся своего рода новым языком для общения с коллективным бессознательным. Через символы и метафоры, они предлагают новые способы осмысления нашего опыта.


Влияние и перспективы.

1. Влияние на современное общество.

Расстановки стали не только продуктом постмодернизма, но и ответом на него. Они акцентируют внимание на значимости индивидуального контекста и эмоциональной правды, разрушая догматические и авторитарные методы психотерапии. Вместо этого нам предлагаются системно-феноменологический подход.

2. Влияние на будущее психотерапии.

Возможно, расстановки откроют двери для разработки новых терапевтических методов, которые будут учитывать нашу сложность и многослойность. Они могут стать катализатором, способствующим дальнейшему развитию психотерапии.

3. Перспективы новых подходов в психотерапии и философии.

Будущее расстановок видится мне ярким и многообещающим. Они могут стать краеугольным элементом в создании новой философии, которая примирит лучшие черты модернизма и постмодернизма. Это может привести к более глубокому пониманию человека и его места в мире.


Давайте погрузимся в эту тему еще глубже, используя постмодернистский глоссарий как проводник.

Ниже я приведу главные постмодернистские термины и рассмотрю их с точки зрения расстановок.

Абсурд. Жизнь — это хаос? Постмодернисты думают так. Они видят мир как лишённый смысла и порядка. И что, расстановки с их способностью выявлять скрытые семейные драмы не подтверждают это? Нет. Они предлагают ясность, показывая, что в самом абсурде скрыты ответы. Это как мастер-класс по превращению абсурда в понимание.

Бинарные оппозиции. Добро и зло. Мужчина и женщина. Мы все носим в себе эти противоположности. В постмодернизме эти пары взаимозависимы. Расстановки же зачастую разрушают границы между ними, подводя к гармонии и осознанию собственной целостности.

Гиперреальность. Жан Бодрийяр описывает гиперреальность как состояние, когда реальность и её репрезентации смешиваются до неузнаваемости. Звучит как описание расстановки, не так ли? Во время сеансов, реальность и симуляции жизни переплетаются, показывая, что любые границы условны. И именно в этом переплетении можно найти правду.

Деконструкция. Жак Деррида научил нас «препарировать» тексты, чтобы выявить скрытые смыслы. Представьте, что ваша жизнь — это текст. Расстановка помогает деконструировать этот текст, найти противоречия и осознать весь заложенный потенциал.

Интертекстуальность. Всё в этом мире взаимосвязано. Так и в расстановках — любой аспект жизни перекликается с другим. Это диалог всех элементов души, создающий общий целостный смысл.

Ирония. Постмодернисты обожают иронию, и расстановки тоже. Посмотрите видео с Бертом Хеллингером, его улыбка по-настоящему иронична. Но ирония — это не насмешка. Через иронию раскрывается правда, так как она основана на противоположностях и парадоксах. Именно они учат нас смещать контекст и оставаться гибкими.

Кемп. Перебор и искусственность? В расстановках всё возможно. Можно разобрать чувства и намерения до такой степени, что становится очевидным их преувеличение. А потом снова найти их искренность.

Метасюжет. Постмодернистская текстуальная магия. Расстановки — это произведение внутри произведения. В процессе расстановок мы видим, как наши действия и воспоминания создают основу нашей жизни.

Пастиш. В расстановках так легко сочетать множество стилей и форм. Нам не нужны жесткие рамки — только свобода выбора и множество возможностей.

Перформативность. Это действия, которые сами создают реальность. В расстановках, просто стоя на определённом месте и осознавая свои чувства, можно изменить сам статус-кво проблемы. Т.е. действия в символическом пространстве что-то меняют и в реальном.

Плюрализм. В расстановках принимаются все мнения, эмоции и истории. Ведь каждая из них имеет право быть услышанной и принятой без категоричных суждений. «Никто не исключен» — первый порядок расстановок.

Ризома. Философы Делез и Гваттари предложили нам новый способ мышления — без централизованных структур. Расстановки же показывают нам, что все элементы жизненных ситуаций равнозначны и взаимосвязаны.

Симулякры. В современном мире симулякры заменяют реальность. В расстановках нам удаётся увидеть, как наши собственные образы и воспоминания могут увести нас от сути, являясь теми самыми симулякрами.

Фрагментарность. Как и постмодернистские произведения, каждая расстановка представляет собой набор казалось бы не связанных между собой элементов, которые вместе создают новое понимание целого.

Эцитнтризм. Расстановки отрицают стремление найти единый центр смысла. Они учат нас принимать множественность версий и точек зрения, одновременно признавая их значимость и разнообразие (резонансы).

Расстановки — это не просто метод самопознания. Это истинно постмодернистское явление, позволяющее шагнуть за пределы хаоса к новой ясности, к осознанию и принятию жизни во всей её сложности и великолепии. Это может казаться парадоксом, но разве не прекрасны те моменты, когда хаос превращается в порядок?


Видео по теме.


[Видео на RuTube]


[Видео на RuTube]


➤ Задать вопросы по теме статьи можно на канале Ирины Владыкиной в YouTube и в расстановочном сообществе Telegram!